Премия Рунета-2020
Югра
+13°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
22 июля 2022 8:51

Рентген и осетровый клей. Как работают югорские реставраторы

Виктория Комиссарик уже десять лет восстанавливает произведения искусства [фото]
Как работают югорские реставраторы. Фото: Государственный художественный музей в Ханты-Мансийске.

Как работают югорские реставраторы. Фото: Государственный художественный музей в Ханты-Мансийске.

Виктория Комиссарик за десять лет работы в югорском музее восстановила бесчисленное количество картин. Удивительно, до сих пор любимое дело вызывает у нее трепет.

Виктория закончила Художественно-реставрационный лицей, потом — Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, а в 2012 начала работу в Государственном художественном музее в Ханты-Мансийске. Пять лет назад Виктории присвоили квалификационную категорию — одной из первых в ХМАО. Но Югра могла и не получить такого специалиста, ведь в профессию Виктория попала случайно.

— Когда-то художественная школа, в которой я занималась, отправила нас на День открытых дверей в реставрационный лицей, так что реставрацией я заинтересовалась случайно. Пришла в восторг от той атмосферы. А поучаствовав в восстановлении Успенского Подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге поняла, что хочу продолжать, и поступила уже в университет, — рассказала Виктория изданию.

На реставрацию к Виктории попадают картины разной поврежденности. Причем сложнее всего, объясняет специалист, работать с молодыми работами — старые мастера придерживались технологии в живописи, а современные больше экспериментируют и это сказывается на качестве.

Фото: Государственный художественный музей в Ханты-Мансийске.

Фото: Государственный художественный музей в Ханты-Мансийске.

Восстановление может занять даже несколько месяцев. Бывает, нужно укрепить только небольшой участок, но иногда требуется целый набор сложных операций.

— Реставрация всегда начинается с визуального исследования. Самое элементарное — взгляд под разным освещением и ракурсами: под лупой, макро-объективом. Нужны и исследования в невидимом для глаза спектре излучения: ультрафиолетовом, инфракрасном, под рентгеном. Если нужно, проводим химические анализы. После этого составляется техническое задание, которое выносят на реставрационный совет. Там его обсуждают и утверждают. Только после этого начинается реставрация.

Для такого всестороннего исследования требуются знания физики и химии — именно на эти дисциплины делают упор в профильных вузах. Истории искусств, конечно, внимание тоже уделяют большое.

Материалы Виктория использует самые разные, выбор зависит от того, чем пользовался художник. Основной принцип — все должно быть обратимо. В наборе у реставратора множество необычных материалов, есть даже осетровый клей с медом.

— Многие инструменты изготавливаются и подгоняются вручную. Например, реставрационные вставки грунта выравниваются обычной пробкой от вина или шампанского, до идеальной гладкости зашлифованной на наждачке.

Самые главные для себя работы Виктория назвать затрудняется, объясняет: они все в музее, значит, все важны. И такая работа до сих пор девушке по душе.

— По-прежнему работаю с удовольствием, ведь это такая специальность, где всегда нужно развиваться. Причем речь о развитии не только в реставрации, а в принципе в искусстве, в музейной сфере, — подытожила Виктория.