Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
ПРОСПЕКТ ВНУТРИ БУЛЬВАРА
Знаете ли вы народного архитектора Владимира Кубасова, чье имя внесено Парижским институтом архитектуры в число выдающихся архитекторов ХХ столетия? Уверена, что нет. Хотя главное детище Кубасова стоит у всех на виду, на Тверском бульваре и согласно задумке мастера, это здание каждый из нас должен был знать и снаружи и изнутри.
В труд своей жизни, здание МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, Кубасов вложил всего себя. Он продумывал каждую деталь. От птичек-крючочков в гардеробе (ведь с "Синей птицы" - начинался МХАТ) - до цвета паркета, когда каждый кусочек дерева морили в присутствии архитектора.
- Это будет не просто театр, это будет проспект внутри бульвара, - мечтал Кубасов. Он хотел, чтобы огромное пространство площадью почти 26 тысяч квадратных метров было открыто для людей.
На сцене разбирают декорации только что отыгранного спектакля "Синяя птица".
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
Гуляли по улице, вошли в театр: не на спектакль, а просто так. Чтобы посидеть у фонтана, послушать шелест листвы в зимних садах, поймать блики волшебных фонарей, выполненных в виде клевера. И выйти снова, не заметив, где заканчивается здание и начинается природа.
Огромное и абсолютно современное даже по современным меркам здание было задумано в полной гармонии с окружающей средой. И потому вся материя здания - природная: камень, песок, вода, дерево...
Вся материя здания - природная - камень, песок, вода, дерево...
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
Задумка и сегодня поражает современностью, что говорить о семидесятых годах, когда театр был построен. Но видел ли кто-нибудь из нас МХАТ таким, каким его задумал архитектор? Увы, до недавнего времени большая часть красот театра была спрятана от зрителя, превращена в склады, китайские кафе и вообще закрыта на клюшку.
Новая команда, пришедшая вместе с новым худруком, взялась за идею открыть пространство в соответствии с задумкой архитектора.
НАЧИНАЕТСЯ С ВЫВЕСКИ
Театр начинается с вешалки, но, прежде чем войти во МХАТ, обращаем внимание на новую вывеску: «МХАТ имени Горького». Мелочь, но важная. Лишь несколько месяцев назад здание обзавелось вывеской, которой не было долгие сорок лет.
Название на фасаде появилось недавно. А до этого зрители путались, приходили не туда, ведь есть два МХАТа. Один - в Камергерском переулке, другой - на Тверском бульваре (на фото).
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
- Обратите внимание на ручки, - просит замдиректора по административно-хозяйственной деятельности Ольга Ивашова, когда открываем массивные деревянные двери. А ведь и правда: знаменитые мхатовские ручки, сделанные в виде золотых слитков, блестят, как новые. (Я-то помню их черными и потускневшими.)
Мхатовские ручки снова блестят.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
ОПАСНАЯ «ДЖОНКА»
На первом этаже, сделав сложный крюк через служебные помещения, попадаем в тайную комнату сразу за центральным гардеробом.
МХАТ начинается с вешалки. Так завещали Станиславский и Немирович-Данченко.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
Кажется, в таких интерьерах снимаются фильмы ужасов. Длинный загаженный коридор наподобие больничного, выложенный грязным кафелем, в центре композиции - черная-черная вытяжка, обрамленная огромным черным пятном горелого жира. Судя по всему, когда-то здесь активно функционировала кухня. И судя по неприятному запаху - восточная.
- Да-да, - подтверждают наши догадки провожатые.
Новая команда, пришедшая в театр, и сама не ожидала обнаружить за одной из глухих стен следы пребывания подпольного китайского кафе «Джонка». Учреждение работало без каких-либо документов. Вход в «Джонку» был с другой стороны здания.
Кухня бывшего китайского подпольного кафе.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
К моменту смены руководства кафе уже покинуло гостеприимные своды МХАТа, но оставило после себя массу последствий.
- Вентиляцию загадили так, что жиром в зрительных залах пахло, - говорит исполнительный директор МХАТа Татьяна Ярошевская.
На откуп китайским дизайнерам отдали и убранство помещения. В итоге после их пребывания зал выглядит как приграничная тайга. Содрана драгоценная деревянная обивка с колонн. Армянский туф, редчайший материал, который сегодня не сыщешь днем с огнем, - сбит. Кое-где на стенах зияют дыры.
Зрительный зал театра.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
Год назад восьмидесятилетней архитектор Кубасов пришел в театр. Он был рад оказался здесь впервые за много лет. Но, увидев, во что превращен буфет, заплакал.
Утраченного не вернуть, но, по задумке создателей, буфет вернется зрителю в виде модного арт-пространства.
Кого только не встретишь за кулисами.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
«К КАКОМУ ЮБИЛЕЮ - УЖЕ И ЗАБЫЛИ»
- Здесь же все было заколочено, забито, заставлено какими-то конструкциями новодельными. Да что я говорю, вы же видели эту «Джонку»... - эмоционально жестикулирует Татьяна Ярошевская, пока мы поднимаемся на второй этаж.
Оказывается, тайная комната за гардеробом - не единственное секретное место.
На втором этаже нас ждет новый сюрприз в виде огромного балкона по периметру стены здания. В прежние времена балкон закрывали огромные ширмы от пола до потолка, украшенные портретами Дорониной и актеров. Ширмы установили к юбилею актрисы. Но вот к какому именно и когда - все уже и забыли, равно как и то, что когда-то за ширмами скрывался светлый и просторный балкон. Уже летом посетители театра смогут выходит на него, чтобы выпить чашечку кофе и посмотреть на прекрасный столичный бульвар.
В прежние времена балкон (справа за окнами) закрывали огромные ширмы.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
В театре открыли все пространства, которые можно открыть. Заблудиться здесь уже невозможно, но можно заслушаться.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
Где-то ёжатся на йоге, где-то - читают стихи и ведут философские семинары. Появился и книжный магазин.
В книжном магазине.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
И ПОД ЗАНАВЕС
Ведро с птичками
Осматривая сцену, где демонтировали только что отыгранную "Синюю птицу", мы обратили внимание на довольно ржавое ведро, надетое на фонарь. Ведро выглядело так архаично, что мы подошли поближе и приглядевшись, обнаружили дырочки в виде птичек, вырезанные по периметру жестянки.
С виду - ржавое ведро, а присмотришься - легендарный реквизит МХАТа.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
Это наш талисман, самый старый реквизит, - подтвердила Ольга Ивашова. - Когда-то, во времена Станиславского, эта штука была частью новейших технологий. Людей, пришедших на спектакль, восхищало, что тени птиц летают по залу...
Спустя почти сто лет спектакль восстановили. И в нем нашлось место и новым технологиям, и традициям.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
МХАТ им. Горького ожил: В холле ходят на ходулях и колесом, в кабинетах распеваются
Наш корреспондент прошлась по знаменитому театру
Впервые я попала во МХАТ, пока училась в Литинституте. Вечный рыцарь таланта Дорониной, ректор Сергей Есин обеспечивал своих студентов бесплатными билетами, четко обозначая отличие двух МХАТов: «тот, что на Камергерском - для богатых, а вот на Тверском - для нас, для бедных». (подробнее)