Премия Рунета-2020
Крым
+16°
Boom metrics
Общество9 мая 2020 20:17

«Для него жизнь была как награда за то, что пришлось перенести»: Дочь Степана Неустроева рассказала, как ее отец штурмовал Рейхстаг

В жизни Герой Советского Союза был очень скромным и никогда наградами не кичился [фото, видео]
Татьяна Степановна Неустроева

Татьяна Степановна Неустроева

Фото: Ирина КАМЫШЕВА

«Я положил трубку. В ушах всё ещё звучал голос Зинченко: «Наступай на рейхстаг! Выходи быстрее к рейхстагу!». А где он, рейхстаг-то? Чёрт его знает. Впереди темно и пустынно», - так Герой Советского Союза Степан Андреевич Неустроев описывал вечер перед главным штурмом в своей жизни.

Он прожил в Севастополе 18 лет. На стене его дома установлена мемориальная доска, у которой всегда лежат свежие цветы. Их приносит дочь героя - она живёт в соседней многоэтажке. Татьяна Степановна часто гуляет здесь с пятилетней внучкой Аллочкой. Они проходят по проспекту Октябрьской Революции на площадь имени Комбата Неустроева, где установлен памятник ее отцу, и Татьяна Степановна говорит: «Это твой прадедушка, он был героем. Запомни это».

Герой Советского Союза по жизни был очень скромным

Герой Советского Союза по жизни был очень скромным

Фото: Ирина КАМЫШЕВА

- Когда началась война, отец учился в Черкасском военно-пехотном училище, на Урале оно тогда было расположено, - рассказывает КП-Крым Татьяна Степановна. - 15 декабря 1941 года их подняли по команде и отправили на фронт всех, присвоив досрочно звание младшего лейтенанта. Он с детства мечтал стать командиром, хотел поступать в летное училище, но не прошел по каким-то причинам. В военкомате ему предложили идти в пехотное, и он согласился. А потом у него было, как в той песне: мы пол-Европы по-пластунски пропахали. Прошел от Старой Руссы до Берлина, пять раз был тяжело ранен, у него остался осколок в печени, который мучил его всю жизнь.

Степан Неустроев. Берлин. Май 1945-го

Степан Неустроев. Берлин. Май 1945-го

Вечером 29 апреля 1945 года батальон капитана Неустроева находился в так называемом «Доме Гиммлера» - Министерстве внутренних дел Рейха. Немецкий парламент был прямо перед ними, но командир понял это не сразу - слишком долог был путь к нему.

- Конечно, отец рассказывал об этом, и в семье, и люди спрашивали часто, - говорит Татьяна Степановна. - Он выступал в школах и воинских частях, и в мою школу тоже отца приглашали, когда все мы ещё были детьми. Мои одноклассники, уже постаревшие, до сих пор вспоминают - а помнишь, твой отец к нам приходил и так интересно рассказывал? Конечно, я все помню.

Приказано взять любой ценой!

Днем 30 апреля было предпринято несколько попыток штурма, но все они были неудачными. Королевская площадь была изрыта воронками от снарядов и обстреливалась со всех сторон, а перед входом в здание был широкий противотанковый ров, заполненный водой. Было очевидно, что до ночи цитадель фашизма не покорится.

- Рейхстаг защищали отборные войска СС, которые вели шквальный огонь со всех сторон. В окнах было установлено не меньше двадцати пулемётов, и при штурме полегло очень много наших ребят. На ступеньках погиб папин ординарец и очень близкий друг Петр Пятницкий, который отправился к зданию, чтобы установить флаг. Это прошло огромной болью через всю жизнь отца, он считал, что и Пятницкий, и многие другие ребята погибли из-за жестокого и бессмысленного приказа, - вздыхает дочь Героя. - Днем 30 апреля маршалу Жукову донесли, что фашистский парламент взят. Это была ошибка - на самом деле здание захватили лишь поздно вечером. И когда в штабе дивизии узнали, что рейхстаг еще не наш и Знамя Победы не установлено, был отдан приказ водрузить какой-нибудь флаг любой ценой. Тогда от всех трёх батальонов, которые участвовали в операции, стали посылать людей к рейхстагу, но никто из них не добежал - они все погибли.

Кто установил Знамя Победы

- Внутри здания шли страшные бои. Сражались за каждую ступеньку, то есть не то что комната, а одна-единственная ступенька могла несколько раз переходить то к нашим, то к фашистам. Уже поздно ночью немцев загнали в подземелье, они оттуда стремились вырваться, но их сдерживали. Рейхстаг пылал сверху донизу, у людей в ожогах были руки, лица, горела одежда, - говорит Татьяна Степановна.

И вот тогда командир 756 стрелкового полка Зинченко приказал водрузить знамя, которое находилось под охраной в доме Гиммлера. Были выбраны надёжные бойцы, которые смогли его доставить - разведчики Мелитон Кантария и Михаил Егоров. Под руководством замполита Алексея Береста они взобрались на фронтон Рейхстага и привязали полотнище к конной статуе, как потом оказалось - короля Вильгельма Второго. А на купол его уже второго мая перенесли, когда все было кончено.

Степан Неустроев. Из семейного архива

Степан Неустроев. Из семейного архива

- Сейчас некоторые некоторые пытаются переписать историю, и часто приходится слышать, , что это не они сделали, что они были не первыми. Но для меня есть только одна правда - это правда моего отца, которую он пронёс через всю жизнь. Я считаю, что только они сами, те, кто воевал, имели право об этом спорить, - уверена дочь Героя Советского Союза. - В 1946 году за штурм Рейхстага и установку Знамени Победы званием Героя Советского Союза были награждены пять человек - оба знаменосца и командиры батальонов, участвующих в штурме: Степан Неустроев, Василий Давыдов и Константин Самсонов. Лейтенанту Алексею Бересту вручили орден Боевого Красного знамени.

Алексей Берест: геройская жизнь, геройская смерть

- Отец считал огромной несправедливостью, что звание Героя не было присвоено его замполиту Алексею Прокопьевичу Бересту, с которым они дружили всю жизнь. И сколько отец ни писал в Президиум Верховного Совета СССР, по поводу того, что Алексей Берест совершил подвиг, к сожалению, его никто не услышал. А какая история там произошла - я не знаю, - пожимает плечами Татьяна Степановна.

Но у Береста было очень много эпизодов, за которые он мог бы получить Героя.

- Второго мая, когда на крыше уже развевалось знамя, они вместе с отцом ходили в подземелье к фашистам, которые запросили для переговоров офицера не ниже полковника. Но где его взять? И тогда Береста одели в трофейную кожаную куртку, а у отца, как папа рассказывал, под обгоревшим ватником был китель. Он пошел в качестве адъютанта, и с ними еще солдат Иван Прыгунов, который знал немецкий язык, - продолжает Татьяна Степановна. - Отец говорил, что ему было очень страшно. Они шли по длинному коридору, слева и справа лежали пулемётчики, и каждый щелчок ему просто отдавался внутри, боялись, что их просто убьют, как это было со многими парламентерами в той войне. И когда фашисты заговорили о том, чтобы их выпустили из подземелья, им предложили безоговорочную капитуляцию. Отец говорил: мы не думали, что вообще оттуда вернемся. Но через двадцать минут после их возвращения фашисты выбросили белый флаг, и гарнизон сдался.

Алексей Прокопьевич Берест героически погиб в 1970 году: спас девочку из-под колес скорого поезда “Москва - Баку”, но сам от полученных ран скончался.

В окопах не маршируют

В июне сорок пятого года Знамя Победы было доставлено в Москву. Его сопровождали Степан Неустроев, Константин Самсонов, Мелитон Кантария, Михаил Егоров и старший сержант Илья Сьянов, рота которого первой ворвалась в Рейхстаг. По первоначальному замыслу, именно они должны были пронести Знамя Победы во главе парада. Но…

- Они же строевым шагом никогда не ходили, 4 года в окопах,из училища ускоренный выпуск. Там репетиции шли целый месяц, а их привезли в последний день. Короче говоря, не получилось у них, - объясняет Татьяна Степановна. - Они с этим знаменем под звуки марша ушли очень далеко. И к ним подъехал адъютант маршала Жукова и передал приказ: Знамя Победы доставить в музей Советской Армии на вечное хранение. В параде оно не участвовало, а отец с товарищами были были приглашены на трибуну в качестве почетных гостей..

Ему довелось исполнить свою мечту, но гораздо позже, уже в 1985 году. Тогда тоже были тяжелые тренировки, уже и возраст у него был, но тем не менее он шел ассистентом в знаменной группе.

Степан Неустроев. Москва. 1985 год

Степан Неустроев. Москва. 1985 год

После войны: жених без приданого

В конце шестидесятых годов режиссёр Юрий Озеров снял киноэпопею “Освобождение”, которая имела бешеный успех. Степана Андреевича в серии “Битва за Берлин” сыграл высокий, статный красавец Владимир Коренев. Но сам Герой Советского Союза был телосложения отнюдь не геройского: невысокий, худенький 26-летний парень, который перенес пять серьёзных боевых ранений.

Степан Неустроев с женой. Из семейного архива

Степан Неустроев с женой. Из семейного архива

В детстве Степан Андреевич болел черной оспой, отчего на лице остались отметинки. Он был единственным в их деревне, кому удалось выздороветь. “В рубашке родился”, - говорили односельчане. Может быть, именно поэтому он так любил жизнь: слишком хорошо знал ее цену.

- С моей мамой Лидией Филипповной они учились в одной школе, это было на Урале, поселок Берёзовский Свердловской области. Бабушка Екатерина Васильевна учила папу в четвертом классе. После войны отец пришёл к ним в гости, увидел там семнадцатилетнюю красавицу Лиду - и пропал. Он ухаживал за ней целых три года, несколько раз звал ее замуж, пока она наконец не согласилась, - улыбается Татьяна СТепановна. - Отец после войны служил во внутренних войсках МВД, сначала в лагерях, где содержали военнопленных и бандеровцев, потом в разных частях и разных городах. Мама разделила полностью его судьбу военного, ездила за ним повсюду, им приходилось часто переезжать. Они очень любили друг друга и прожили вместе почти 50 лет.

Встань, фотограф, в серединку и сними нас всех в обнимку…

Перебирая семейные фото, Татьяна Степановна отводит от нас взгляд - этот разговор дается ей непросто, руки дрожат от волнения, на глазах слезы.

- Вот на этом снимке отец в Берлине в конце апреля, у него еще нет ордена Александра Невского. Он был им награжден через несколько дней. И вот смотрю я на эту фотографию и думаю, что здесь глаза совершенно не 22-летнего человека. Отец всегда говорил, что война - это очень страшно, - рассказывает дочь Героя. - А эта фотография - это тоже у рейхстага, но уже 2 мая, здесь глаза светятся от счастья, потому что мы победили, уже знамя Победы водрузили над Рейхстагом, и отец улыбается.

Татьяна Степановна бережно хранит отцовские фотографии

Татьяна Степановна бережно хранит отцовские фотографии

Фото: Ирина КАМЫШЕВА

В семейном архиве хранится исторический снимок, сделанный 20 июня 1945 года, перед отправкой Знамени Победы из Берлина в Москву. Здесь слева направо: Константин Самсонов - командир батальона, который участвовал в штурме Рейхстага, Мелитон Кантария, Михаил Егоров, командир роты Илья Сьянов и комбат Неустроев.

- Я очень люблю этот снимок.Они тут все такие счастливые, все рады, что война наконец-то закончилась, они победили и остались живыми. Я думаю, каждому хотелось жить. Когда отцу исполнилось 75 лет, это был его последний день рождения, он мне говорил: доченька, я никогда не думал, что с такими ранениями доживу до такого возраста. Я тогда поняла,что для него жизнь - это была как награда за то, что ему пришлось перенести.

1945 год. Перед отправкой Знамени Победы в Москву из Берлина

1945 год. Перед отправкой Знамени Победы в Москву из Берлина

Татьяна Степановна признается, что после смерти отца она изменила отношение к его подвигу.

- Пока он был жив, я очень стеснялась говорить, что мой папа - Герой Советского Союза. Он был очень скромный человек и никогда этим не кичился. Ну если там какая-то публикация была в газете, подходили, спрашивали, Тань, мы вот читали статью, это не твой родственник? Я тогда говорила, что это мой папа. А дома мы с братом не воспринимали его как героя. Он просто был нашим самым лучшим, самым любимым отцом. Ну вот живем своей семьей и живем, - говорит дочь Героя. - Но когда папа умер, у меня другое отношение стало, появилась гордость за то, что он в этом участвовал, за то, что он не трусил, за то, что он батальон поднимал в атаку. Я стала больше это ценить. Благодаря таким людям, как они все, была одержана эта великая Победа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Каратели подожгли дом, где находились 13 раненых»

Истории крымских сел, сожженных гитлеровцами дотла (подробнее)

«Дядя Костя спросил, хорошо ли я город знаю»: Как 12-летний крымчанин стал связным у партизан во время фашистской оккупации

91-летний Нури Абибуллаев дал «Комсомолке» последнее в жизни интервью (подробнее)

В Керчи подготовили уникальный фотоальбом «Дороги войны Евгения Халдея»

В издание вошли снимки из музейных фондов и личного архива Анны Халдей (подробнее)

«Бесстрашная Маруся» из Крыма одна уложила полтора десятка фашистов

Медсестра Мария Байда в 1942 году расстреляла 15 солдат и офицера из автомата, еще четверых убила прикладом и ушла со своим отрядом, захватив оружие противника (подробнее)

«Из кузова доносились нечеловеческий крик, стон и вой»: Из рассекреченного рассказа крымчанки, увидевшей «душегубку» гитлеровцев в действии

«Комсомолка» продолжает публиковать выдержки из документов, недавно переданных из архивов ФСБ в государственные архивы Крыма и Севастополя (подробнее)