Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире18 февраля 2019 19:00

Норвежский «Боинг» уже более двух месяцев не может покинуть Иран

Американские санкции против Тегерана бьют по карману даже самых верных союзников
Лайнер Boeing 737 авиакомпании Norwegian.

Лайнер Boeing 737 авиакомпании Norwegian.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

14 декабря прошлого года Boeing 737 МАХ 8 норвежского бюджетного авиаперевозчика Norwegian вылетел из Дубая в направлении столицы Норвегии Осло, но сразу после взлета что-то пошло не так: один из двигателей работал в нештатном режиме. Несмотря на то, что этот самолет мог продолжать полет и без одного двигателя, пилоты приняли решение не рисковать 186 жизнями на борту и совершили посадку в ближайшем аэропорту Шираз на юго-западе Ирана. Пассажиры на следующий день улетели в Осло, а новенький лайнер, поступивший в Norwegian всего шестью неделями ранее, остался ждать норвежских техников. Прилетев в Шираз после новогодних праздников, эксперты поняли, что починить двигатель будет непросто — американские авиазапчасти поставлять в Иран строго запрещено из-за введенных в мае 2018 года санкций.

Экономика авиатранспорта такова, что самолет должен летать намного больше, чем находиться на земле. Каждый час простоя стоит больших денег, и, похоже, что новейший самолет превратился в чемодан без ручки: и забрать невозможно, и бросить нельзя. Теоретически авиакомпания может запросить разрешение на разовую поставку — в виде исключения. Но для этого необходимо разрешение американского правительства, которое только выходит из длительного шатдауна (прекращение работы из-за отсутствия бюджетного финансирования) и вопрос с запчастями для норвежского самолета не несет для них первостепенной важности.

Логика американцев такова: запчасти для современного двигателя — это секретные технологии, которые не должны оказаться в Иране. Трагикомизм ситуации в том, что именно в этой стране сейчас простаивает и копит долги за обслуживание (в реальности — просто за то, что занимает там место) новейший самолет, напичканный этими самыми технологиями. Если патовая ситуация затянется еще на месяцы, то ничто не помешает Ирану конфисковать застрявший борт за долги — для вдумчивого изучения в спокойной обстановке. Убытки в таком случае понесет, конечно, норвежская компания, которая сейчас и так находится не в лучшей экономической ситуации. А виноватыми, видимо, станут пилоты, принявшие решение не рисковать пассажирами вместо того, чтобы лететь на честном слове и без одного двигателя дальше — в дружественную США страну.