Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество3 июня 2018 16:44

Учеников стало на 20% меньше, а денег школе требуется на 40% больше

Опубликован доклад правительства о реализации государственной политики сфере образования
За последние 17 лет численность школьников сократилась более чем на 21,7%.

За последние 17 лет численность школьников сократилась более чем на 21,7%.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Опубликован доклад правительства о реализации государственной̆ политики сфере образования

Нас до сих пор накрывают последствия случившегося 27 лет назад развала СССР, спровоцировавшего нищету, депрессии, неверие в завтрашний день. Последствия эти социологи называют демографической ямой.

Мы начали потихонечку выбираться из этой ямы лет семь-восемь назад. Отсюда и тысячные очереди в детсады, а теперь и штурм первых классов школ.

Да, волна прироста малышей, наконец, добралась до средней школы. И это, конечно, хорошо.

Но в общем ситуация в последние годы складывалась непростая. В опубликованном докладе правительства Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной̆ политики в сфере образования приводятся такие цифры.

За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7%. "Демографическая яма" с уровня общего образования перемещается на уровень профессионального (среднего профессионального и высшего) образования.

Так, прогнозная численность студентов вузов в 2018/2019 учебном году может составить около 4,3 млн. человек, снизившись более чем на 40% по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 млн. человек).

При этом мест в детсадах не хватает.

Цитата: «Насущной остается задача обеспечения стопроцентной̆ доступности дошкольного образования, главным образом для детей̆ до 3 лет, включая создание в ряде регионов страны необходимых дополнительных мест в детских садах и развития альтернативных форм дошкольного образования».

Школ тоже не хватает. В 18,6% средних образовательных учреждениях дети учатся в две, а иногда и в три смены.

Цитата: «Необходимо строить новые школы и реконструировать имеющиеся, что в конечном итоге должно обеспечить проведение учебных занятий в первую смену во всех общеобразовательных организациях».

При этом для каждого уровня образования сформировались собственные и очень серьезные проблемы. Начну «с низу».

Детские сады

Это сейчас у нас много малышей детсадовского возраста. И страна, напрягая жилы, строит детсады, реконструирует старые помещения. В некоторых наиболее продвинутых регионах развивают частные детские садики. Но все равно удалось более-менее обеспечить местами в детсадах лишь детей от 3 лет. На сегодня их очередь по стране не превышает 50-70 тысяч человек (не сравнить с тем, что было раньше). А как быть с малышами младше трёх лет? Далеко не всегда мама может сидеть дома, пока ребёнку не исполнится три года. Нужны ясли. А их практически нет – вся система дошкольного образования была перестроена на обеспечение местами от 3 лет.

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Мало того, сейчас и подходы к детям в садиках должны быть другие. Детсады признаны уровнем образования. И от того, как детей развивают в дошкольном возрасте, какие навыки и умения у них воспитают, во многом зависит то, как они будут учиться в школе, как сложится их взрослая жизнь. А это значит, что нужно готовить новых воспитателей, переучивать тех, кто сейчас работает. Платить им больше – просто потому что у них должна быть более высокая квалификация. Сейчас большинство воспитателей имеют среднее специальное образование – они окончили педагогические колледжи. В Финляндии же, например, группы ведут выпускники вузов.

Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ недавно подсчитал: сейчас у нас в стране около 13 миллионов малышей от 1 до 6 лет. К 2030 году будет существенно меньше – около 9 миллионов (снова вернется демографическая яма). При этом потребность в воспитателях будет расти примерно на 25,2% к 2024 году. Это связано с тем, что современное развитие страны предполагает бОльший охват малышей дошкольным образованием. Ребенок должен быть подготовлен к учебе в школе.

При этом, по подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование дошкольного образования в 2017 году составило примерно 33,5%.

Школа

В 2021 году у нас будет максимальное количество школьников – около 16 миллионов. Потом их число станет снова падать. Сейчас в регионах спешно строятся новые школы. Задача - к концу нынешнего десятилетия ликвидировать третью смену, а к 2024 – вторую. Масштаб задачи я бы сравнил со строительством ДнепроГЭС в 20-х годах прошлого века. Нужно ввести в строй больше 6 миллионов новых учебных мест.

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Но строительство «коробок» не решает проблему. Нужны новые учителя.

- Если мы хотим сохранить нынешнее число учащихся на одного учителя (на уровне 14 человек), потребность в учителях возрастет на 20%, - рассказывает директор Центра Татьяна Клячко. - Причем в ближайшие три-пять лет.

А каким образом привести в школы новых педагогов? По оценкам специалистов, недавний эффект от повышения зарплат учителям и их стабильные выплаты уже не работает. Сравнение опросов молодых учителей в 2016 и в 2017 году показало: существенно меньше выпускников педвузов считают, что работа в школе привлекает их стабильностью. Зато больше стало тех, кто считает, что профессия вообще не привлекательна для молодежи.

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

При этом ресурса, чтобы снова существенно поднять зарплату учителей, повысить их социальный статус, нет.

По подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование общего образования в 2017 году составило примерно 39,4%.

Колледжи

Здесь ситуация стала кардинально меняться в последние три-четыре года. В колледжи повалили студенты.

Причин несколько. С одной стороны, появились средние профессиональные учебные заведения, где установлено современное оборудование, выпускники сразу же после получения диплома идут работать, причем за хорошую зарплату. С другой стороны, в колледжи стали «убегать» от ЕГЭ. Это такая лазейка, которая была заложена лет десять назад для того, чтобы привлечь учащихся в колледжи. И вот теперь она превратилась в широкие ворота. С третьей, в колледжах вводят прикладной бакалавриат, который позволяет получать диплом о высшем образовании не выходя из стен учреждения СПО.

Выпускники колледжей не сдают ЕГЭ и могут по профильной специальности поступать в вуз на второй курс. Круто! (Не случайно сейчас идут серьезные обсуждения введения ЕГЭ и для выпускников колледжей).

В общем, факт такой – если в 2013 году в колледжах на первый курс поступало около 600 тысяч человек, то в 2016 - уже почти 900 тысяч.

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

И, по прогнозу, количество студентов СПО составит в 2024 году 3,2 млн человек.

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

В принципе, за что боролись, то и получили. Если в 2000-х годах даже не слишком хорошо учившийся в школе народ колледжи и техникумы обходил стороной, то теперь очереди стоят. Стране нужен квалифицированный рабочий класс. Но чтобы его подготовить, нужны современные учебные лаборатории, сильные мастера. А их не хватает.

По подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование среднего профессионального образования в 2017 году составило примерно 50%.

Вузы

Численность студентов вузов будет снижаться вплоть до 2024 года. По сравнению с пиком - 2008 годом - практически в 2 раза. В 2024 году в вузах будет учиться всего 4 миллиона человек (то есть не на много больше, чем в колледжах). Бюджетные места займут 1,6 миллиона человек.

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Фото: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Пока объективно падает количество студентов, есть время что называется «перестроиться на марше» - обновить систему высшего образования, реорганизовать вузы под задачи подготовки кадров в условиях новой технологической революции. И это сегодня делается. Напомню, работает программа “5-100”, согласно которой пять ведущих университетов страны должны попасть в топ мировых рейтингов (по сути, эта задача уже выполнена). Формируются опорные вузы. Развиваются федеральные и национальные исследовательские университеты. Вообще, высшая школа у нас сегодня - наиболее динамично меняющийся уровень образования.

Но эксперты из Центра экономики непрерывного образования говорят о такой проблеме, связанной с вузами, – старение профессорско-преподавательского состава. Во многих региональных вузах средний возраст преподавателей – за 50-55 лет. Пройдет не так много времени и они уйдут из университетов. Заменить их некому. Поколения 35-45–летних практически нет. И не факт, что в стенах вузов задержатся молодые преподаватели. Несмотря на повышение зарплат. Во-первых, далеко не везде это повышение существенное. Во-вторых, вместе с повышением зарплат растет и нагрузка. Вузовские преподаватели рассказывали мне о том, что сейчас от них требуют отчитать 800-900 часов лекций и семинаров в течение учебного года. И при этом дополнительно заниматься исследовательской работой. В результате преподаватель скатывается к профанации либо учебного процесса, либо научной работы. Для сравнения: в Испании учебная нагрузка преподавателя не превышает 200 часов в год.

По подсчетам Центра экономики непрерывного образования, недофинансирование высшего профессионального образования в 2018 году составило примерно 40%.

Решение многих из этих проблем сформулировано в майском указе Президента. И именно под них и должны быть выделены 0,8 процента ВВП.

Учеников стало на 20% меньше, а денег школе требуется на 40% больше

Учеников стало на 20% меньше, а денег школе требуется на 40% больше

КСТАТИ

Строить, чтобы потом перестраивать

Есть еще одна проблема, о которой говорят специалисты, – из-за демографических волн наша система образования как бы «дышит» - то много первоклассников, то их мало, то много студентов, то мало. Сейчас места в детсадах берут с боем, а лет через десять группы будут стоять пустыми. Сейчас срочно строят новые школы и реконструируют старые, а к 2030 году классы могут стоят пустыми.

Поэтому задача не только ввести в строй новые здания, но и предусмотреть возможность их быстро перепрофилировать. Детсады – в группы раннего развития, во Дворцы технического творчества. Классы – в помещения для занятий робототехникой, углубленного изучения предметов и так далее.

Система должна стать гибкой и очень мобильной. Только тогда у нас есть шанс остаться среди наиболее развитых стран мира.