Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество15 октября 2017 21:01

Небо и земля: как разумно и эффективно бороться с курением?

Борьба с табакокурением сегодня ведётся на высшем государственном уровне практически во всех развитых странах мира
Источник:kp.ru
Основным инструментом борьбы с курением становится повышение акцизов на сигареты и запрет или ограничение рекламы табачных изделий.

Основным инструментом борьбы с курением становится повышение акцизов на сигареты и запрет или ограничение рекламы табачных изделий.

Все больше стран вводят различные законодательные меры с тем, чтобы люди не начинали курить, а те, кто уже стал жертвой вредной привычки – наконец от нее отказались. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня антитабачные законы работают в странах, где в общей сложности проживает около 63% населения мира (4,7 млрд. чел.). Основным инструментом борьбы становится повышение акцизов на сигареты и запрет или ограничение рекламы и маркетинга табачных изделий. В одних странах преобладают запретительные меры, в других – основное внимание уделяется профилактике и образовательным программам о вреде курения.

Некоторые государства Евросоюза в своей стратегии по-прежнему обращаются к более консервативным методам. Так, запрет на курение в общественных местах, ресторанах и пабах в большинстве западноевропейских государств был введен более десяти лет назад. Штрафы за курение в неположенных местах достигают несколько сотен евро.

Австралийские власти пошли дальше и в 2012 году ввели для сигаретных пачек обезличенный дизайн с предупреждениями о вреде курения и нелицеприятными фотографиями зараженных органов. Их примеру последовали Франция, Великобритания, Новая Зеландия и другие страны.

В США, помимо стандартных мер, для курильщиков повысили стоимость медицинской страховки, таким образом, сделав вредную привычку весьма обременительной с финансовой точки зрения.

Однако, к сожалению, жесткие запреты не всегда оказываются эффективны – уровень курения даже во многих развитых странах снижается медленно и до сих пор остается на относительно высоком уровне. Поэтому, в последнее время набирает обороты тренд на снижение рисков для здоровья через переключение курильщиков с сигарет на менее вредные инновационные продукты. Некоторые государства даже включают использование таких альтернативных продуктов в перечень инструментов для борьбы с сигаретами. Например, электронные сигареты и прочие бездымные системы доставки никотина уже признаны британскими специалистами как эффективный способ отказаться от сигарет.

В нашей стране активная антитабачная кампания началась примерно десять лет назад, когда американский фонд Bloomberg Initiative начал выдавать российским общественным организациям гранты на борьбу с курением. Государство в полную силу подключилось в 2013 году, когда был принят закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Он ввел полный запрет курения во всех закрытых общественных местах в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака. Новые комплексные меры по борьбе с курением приносят свои плоды, однако курят россияне по-прежнему гораздо больше, чем в тех же США и ЕС. По данным Минздрава РФ, за первые два года активной антитабачной кампании количество курильщиков у нас снизилось примерно на 17%, тогда как в 2008 – 2012 гг. в США и ЕС бросило вредную привычку около 50%.

Одной из наиболее успешных антитабачных стратегий может похвастаться Великобритания – в 2015 г. там курило менее 17% взрослого населения, что является наименьшим количеством за всю историю ведения статистики. Для сравнения, в России показатель того же года был в два раза больше – 34%. Кроме того, в Великобритании недавно был введен новый амбициозный «План борьбы с курением» на 2017-2022 годы. Ввиду того, что он уже показывает хорошие результаты, рассмотрим его в сравнении с российской антитабачной концепцией, запланированной на тот же временной период.

Одной из наиболее успешных антитабачных стратегий может похвастаться Великобритания.

Одной из наиболее успешных антитабачных стратегий может похвастаться Великобритания.

И Россия, и Великобритания, в целом, прибегают к схожим общепризнанным мерам по борьбе с табакокурением, однако, по ряду вопросов подходы у стран существенно разнятся. Возьмем к примеру противодействие распространению табака среди молодежи. В России считают, что электронные системы доставки никотина могут быть очень привлекательны для несовершеннолетних. Российские специалисты особенно обеспокоены тем, чтобы использование вейпов не стало первым шагом к обычному курению. В связи с этим, авторы антитабачной концепции призывают запретить продажу такой продукции лицам, не достигшим 18 лет. В Великобритании же возрастное ограничение на продажу электронных сигарет ввели еще два года назад, а теперь смотрят на проблему гораздо шире. Исследования говорят, что дети начинают интересоваться сигаретами, в первую очередь, перенимая модель поведения курящих взрослых. В исследовании 2014 года 82% британских курильщиков отмечали, что в их семье есть курящий. Поэтому Минздрав Великобритании стремится оказывать помощь взрослым курильщикам, понимая, что это напрямую влияет на количество курящих несовершеннолетних.

В обеих концепциях приводятся ссылки на научные исследования, однако, их существенно меньше в российской версии (8 против 79 в британском документе). В частности, при оценке потенциального вреда и возможных преимуществ электронных сигарет британские власти ссылаются на собственные исследования, медицинскую статистику, а также на результаты работ различных независимых научно-исследовательских институтов и центров. В свою очередь, наш Минздрав придерживается крайне консервативного подхода, обходя вниманием существующие научные данные, ограничиваясь общими фразами и призывами к дополнительному изучению этой новой категории продуктов.

Зато наша антитабачная концепция довольно изобретательна в смысле регулирования традиционных сигарет. Ряд особенно экзотических норм уже вызвал широкое обсуждение в СМИ и получил неоднозначную оценку со стороны других ведомств и экспертного сообщества. Например, в документе предлагается закрыть доступ к табачной продукции для всех граждан, родившихся после 2015 года, и увеличить продолжительность рабочего времени тем работникам, кто ходит на перекур в течение рабочего дня (обе меры, по мнению Минюста, противоречат нормам Конституции, а также гражданского и трудового законодательства). Концепция также включает запрет на курение в коммунальных квартирах, даже если все собственники не имеют ничего против, откровенно дискриминируя владельцев комнат против владельцев целых квартир. Кроме того, авторы призывают ограничить табачные компании в реализации их корпоративной социальной ответственности (КСО), полагая, вероятно, что социальная деятельность на средства «порочного» бизнеса не имеет права на существование. Некоторые также считают, что КСО у таких компаний является всего лишь инструментом для зарабатывания PR очков. Однако, учитывая суровые запреты на маркетинг и рекламу в табачной индустрии, данные ограничения вызывают вопросы – компании, выделяя деньги на социальные цели, по закону не могут использовать это для продвижения своей продукции. В антитабачном плане Великобритании, понятное дело, подобных законотворческих новелл нет.

Но наиболее важное отличие между антитабачными кампаниями двух стран – в отношении к инновационным никотинсодержащим продуктам, способным снизить риски для здоровья курящих людей. Ведь альтернативы традиционным сигаретам – это уже давно не только вейпы. Разработки ушли далеко вперед: инновации преимущественно направлены на то, чтобы исключить горение табака и тем самым снизить уровень токсичных веществ, попадающих в организм курильщика. Новые продукты постепенно появляются во всем мире и уже не считаются чем-то редким и «заморским». Еще несколько лет назад производство электронных сигарет было сосредоточено преимущественно в Китае, и далеко не всю эту продукцию можно было назвать качественной. Сегодня же разработкой, выпуском и изучением таких устройств занимаются крупные международные компании, которые много инвестируют в реализацию концепции снижения вреда и ставят качество продукта во главу угла.

Ввиду возможного снижения вреда от подобных продуктов полностью запрещать и отрицать инновации в табачной отрасли – не самый лучший антитабачный ход. Чтобы эффективно регулировать альтернативные продукты, более разумно было бы водить не запретительные, а контролирующие меры, в контексте которых электронные системы доставки никотина рассматривались бы как отдельная категория. Специалисты британского министерства здравоохранения опираются на научные исследования и статистику, согласно которой только в 2016 году в Англии электронные сигареты использовали 2 млн. потребителей, в результате полностью отказавшись от курения. Более того, 470 тыс. человек продолжали использовать электронные сигареты во время попыток отказа от курения.

*Продукты с наименьшим содержанием никотина: вейпы, аппарат с подогревом табака, аппарат без подогрев табака, бездымный табак.

*Продукты с наименьшим содержанием никотина: вейпы, аппарат с подогревом табака, аппарат без подогрев табака, бездымный табак.

Английские специалисты признают, что лучшее для курильщика – это, конечно, полный отказ от курения и потребления никотина во всех формах, но на второе место они ставят переход на менее вредные электронные сигареты. В связи с этим, ведомство отмечает важность «повышения доступности более безопасных альтернатив курению». При этом, однако, Минздрав Великобритании нацелен на информирование и разглашение всей информации, касающейся исследований по электронным сигаретам вне зависимости от результатов. Минздрав России, напротив, предлагает сдерживать их распространение, неоднократно отмечая, что сигареты, вейпы и другие инновационные продукты одинаково вредны. Удивительно только, что данное заявление не подкрепляется никакими реальными научными обоснованиями.

Вопреки растущей популярности электронных сигарет в мире в антитабачной концепции России не предусматривается отдельного законодательного регулирования данной продукции. Сторонники электронных систем доставки никотина отмечают, что подготовка юридической базы для данной продукции крайне важна для контроля качества устройств, а также для отделения продукции от традиционных сигарет. Справедливо отметить, что отдельного регулирования этих устройств на данный момент нет ни в одной стране, однако ряд государств активно рассматривает возможность соответствующего изменения своего законодательства.

Российские парламентарии также не остались в стороне и уже подали на рассмотрение несколько законопроектов, которые бы приравняли электронные сигареты к традиционным табачным изделиям. Авторы российской антитабачной концепции, в свою очередь, настаивают на введении с 2018 года специального налога на продажу ЭСДН, вдобавок предлагая запретить любое официальное информирование о том, что данная продукция является менее вредной, заведомо отмечая, что подобные заявления будут ложными. Законодательные требования в Великобритании диктуют ровно противоположное: там ограничения, принятые для обычных сигарет, на электронные не распространяются ввиду того, что эксперты считают вейпы продукцией пониженного риска. Дело в том, что в электронных сигаретах и системах нагревания табака не происходит процесса горения, в то время как большинство вредных веществ в табачном дыме являются именно продуктами горения. Согласно данным Минздрава Великобритании, пар от электронных систем доставки никотина содержит на 95% меньше вредных веществ по сравнению сигаретным дымом. Министерство даже выпустило специальное руководство по данной продукции для работодателей и прочих организаций, которые намерены регламентировать их использование в общественных местах.

После сравнительного анализа двух концепций и ввиду успешного опыта Великобритании очевидно следующее – запретительных мер в антитабачном законодательстве недостаточно для того, чтобы достичь существенного снижения количества курильщиков. Данный тезис поддерживают ведущие российские специалисты в области общественного здоровья. Например, директор Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Рамил Хабриев отмечает важность профилактических мер и инновационных методик: «Врачи должны настоятельно рекомендовать прекратить курение своим пациентам. Бороться надо с курением, а не с курильщиками. По нашим данным, хочет бросить курить каждый третий курильщик. Надо им помочь. Есть разные способы антиникотиновой терапии. В Англии за первые 5 лет реализации антитабачной программы, начатой в 2011 году, доля курильщиков сократилась с 20 до 15%. Там была целенаправленная работа медиков и психологов с курильщиками, в том числе поддержка тех, кто использовал для отказа от курения альтернативные никотиновые продукты. На сегодняшний день у них около 2 миллионов человек используют электронные сигареты и полностью отказались от табакокурения». Однако с Хабриевым не соглашается зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, который отмечает, что строгие запреты целесообразны при грамотной подготовке общества: «Опыт запрета продажи сигарет лицам, родившимся после определенного года, существует в ряде стран, в Сингапуре есть. [Эти меры] требуют серьезной подготовительной работы, потому что создать законы можно, вопрос - как это будет реализовываться». А депутат Госдумы от «Единой России», бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко вовсе поддерживает полный запрет электронных сигарет: «Вейпы — это более изощренное рекрутирование молодого поколения путем создания некой субкультуры, которую сегодня мы безразлично наблюдаем. Здесь тоже нужно и урегулировать, а проще говоря, запретить курение вейпов».

Являясь важным элементом государственной политики здравоохранения, борьба с курением должна включать наиболее эффективные механизмы и инструменты. Это очевидно, как и то, что у истории есть масса примеров, когда непродуманные и бескомпромиссные запреты приводили к обратным от желаемого результатам. Без сомнения, расширение профилактической базы и оказание реальной медицинской помощи курильщикам могут стать значимыми элементами программы по снижению табакокурения в стране. Кроме того, важно информировать курильщиков, зависимых от никотина и не желающих отказываться от своей привычки, о том, что существует альтернативная продукция, способная снизить вред их здоровью – многие курящие люди сегодня о такой возможности просто не знают. Несмотря на все запреты, мало кому удается отказаться от курения в одночасье, и для тех, кто не способен сделать это здесь и сейчас, у нас пока доступна лишь одна альтернатива – «брось или умри». В этом смысле прошедшие проверку временем и доказавшие свою эффективность методы из английской концепции выглядят на порядок гуманнее, а главное, они реально помогают достичь главной цели в борьбе с курением – спасти жизни.