Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды4 января 2017 19:55

Новый сезон «Шерлока»: этюд в бредовых тонах

Мир изменился, Холмс-Камбербэтч сдулся...
Феномен «Шерлока», безусловно, может стать темой для научного исследования.

Феномен «Шерлока», безусловно, может стать темой для научного исследования.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«Год начался с разочарования» - такая запись появилась на странице в Фейсбуке одной милой девушки. О чем это она? Нет, не о личных проблемах, не о природных катаклизмах и даже не о международных конфликтах. Под разочарованием подразумевался только что стартовавший на Первом канале новый сезон британского сериала «Шерлок».

Наверное, кого-то так и подмывает брякнуть что-нибудь в духе «эти девчонки вечно переживают из-за ерунды», но в данном случае речь шла о «ерунде», имеющей культовый статус. И все те, кто в комментариях соглашался с расстроенной девушкой, подтверждали масштабность события.

Феномен «Шерлока», безусловно, может стать темой для научного исследования. Рискованный трюк с переносом героев Конан Дойла в наши дни обернулся общемировой истерией, которая продолжается уже семь лет. Или продолжалась? Не является негативная оценка нового сезона сигналом о том, что магия исчезла?

«Стоит ли судить весь сериал по одному эпизоду?» - спросят меня в ответ. Но беда вовсе не в том, что первый эпизод четвертого сезона оказался провальным. Нет, он вполне НОРМАЛЬНЫЙ! Нормальный для того «Шерлока», к которому все привыкли. Что, собственно, было не так со свежей серией? Может, то, что ее центральным персонажем стала жена доктора Ватсона Мэри? Но Мэри Ватсон солировала и в предыдущем сезоне, и уже тогда казалась сомнительной идея подавать героиню со столь спорной внешностью как смесь Эвелин Солт и Лары Крофт. Неудивительно, что печальный Ватсон, вынужденный жить с такой нестандартной во всех отношениях дамой, начинает в четвертом сезоне поглядывать на других женщин. «Вот эта милая девчушка, что строит мне в автобусе глазки, вряд ли изучала кунг-фу и участвовала в освобождении заложников на Кавказе, зато суп она наверняка варит отменный…» - так, наверное, рассуждает бедный доктор. И не стоит его за это упрекать. Потому что нам, похоже, тоже поднадоели заложники, спецназ и кунг-фу, нам бы тоже чего-нибудь попроще. Того, с чего и начинался «Шерлок».

Центральным персонажем серии стала жена доктора Ватсона Мэри.

Центральным персонажем серии стала жена доктора Ватсона Мэри.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Вспомните первую серию - самую первую, «Этюд в розовых тонах». В ней не было ни международных террористов, ни политических разборок, ни спецагентов под прикрытием. Легкая, изящная, максимально приближенная к литературному источнику история с ювелирно прорисованными характерами и эффектным финалом, в котором тонко обозначил свое присутствие главный злодей. Над этой серией трудились долго и кропотливо, вложив в нее больше сил, чем во все оставшиеся (если не верите, сравните ее с пилотным вариантом, его отыскать несложно – поймете, сколько всего пришлось переснимать). Именно этой гениальной серией всех нас купили с потрохами, обеспечив лояльное отношение к «Шерлоку» на годы вперед. Когда сценаристов понесло в какие-то псевдошпионские дебри (а случилось это уже во втором сезоне), никто не пискнул – мол, этим ребятам всё можно, они же придумали «Шерлока»! Если кто-то все же набирался храбрости и говорил что-нибудь нелестное, реакция была единодушной: «Что?! Не нравится? Ну, извини, это фильм для избранных, а ты смотри своих «Ворониных»!».

То, что поклонники «Шерлока» называют разочарованием, является скорее прозрением.

То, что поклонники «Шерлока» называют разочарованием, является скорее прозрением.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

При этом авторы «Шерлока» в своем стремлении наворотить «чего-нибудь эдакого», со шпионско-супергеройским оттенком, постепенно сами превратили свое детище в некое подобие «Ворониных», в сериал-анекдот, который выглядел скорее капустником, нежели умным и стильным детективом. Увы, никто не хотел этого замечать, ведь «Шерлок» считался модным, а ругать модные вещи (даже если они откровенно нас уродуют) не принято. Благодаря «Шерлоку» весь мир влюбился в Бенедикта Камбербэтча, действительно очень неплохого актера, которому готовы были простить всё. К счастью для Бенедикта (и к несчастью для «Шерлока»), теперь в зрительском сознании он уже не только и не столько Холмс, сколько Алан Тьюринг или Доктор Стрэндж. Как и положено талантливому человеку, Камбербэтч ухватился за свой шанс и пошел вперед, а прославивший его сериал застрял в тупике, из которого теперь уже не выбраться на одной лишь актерской харизме.

То, что поклонники «Шерлока» называют разочарованием, является скорее прозрением. Чувства фанатов потихоньку остывают, и всё то, что раньше вызывало у них безоговорочный восторг, сейчас они готовы во всеуслышание объявить сопливой фигней. Мир изменился, Холмс-Камбербэтч сдулся, а в должности самого обаятельного экранного мизантропа его как-то быстро и незаметно сменил «молодой папа» Джуд Лоу.

Кстати, вторая серия четвертого сезона, которую покажут в это воскресенье, называется «Шерлок при смерти». Символично, не правда ли?

Первый канал, «Шерлок Холмс», 8 января, 00:01

А В ЭТО ВРЕМЯ

Не учите народ жить и отдыхать

По телевизору в Новый год показывают ровно то, чего хочет общество, уверен наш колумнист Никита Исаев (подробности)