Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество19 декабря 2016 22:00

Искусство на службе спасения

Завершился первый конкурс МЧС России, посвященный культуре и талантам

12 декабря в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялась торжественная церемония награждения лауреатов первого общероссийского внутриведомственного конкурса МЧС России «Искусство на службе спасения». За право быть лучшими боролись сотни работ по шести номинациям: «Музыка», «Театр», «Изобразительное и прикладное искусство», «Сюжеты для кинофильмов», «Видеосюжеты», «Литературные произведения». Авторы лучших работ были удостоены наград: «Золотой Витязь», «Серебряный Витязь» и «Бронзовый Витязь» МЧС России.

- Этого исторического дня не было бы, если бы министр Владимир Пучков не создал бы Институт культуры МЧС, а затем и объявил о проведении конкурса искусств внутри ведомства, - отметил народный артист Николай Бурляев, директор Института культуры МЧС России. - Труд самых лучших творцов в разных областях искусства мы вместе с опытнейшими экспертами, народными артистами России имели счастье оценить.

Среди победителей представители подразделений ГУ МЧС России по Иркутской и Калужской областям, Республикам Татарстан и Саха (Якутия), НЦУКС МЧС России и Дагестанского поисково-спасательного отряда. Наград также удостоены и спасатели забайкальского, брянского, орловского главков чрезвычайного министерства, Южного регионального центра и Академии гражданской защиты МЧС России.

В этот вечер победителей первого внутриведомственного конкурса искусств под звуки показательного оркестра МЧС России поздравили заслуженные артисты и деятели искусств России, среди которых Василий и Аристарх Ливановы, Сергей Никоненко, Ирина Мирошниченко, Сергей Маховиков, Ирина Лачина и другие.

Айрат ШАЙДУЛЛИН, ветеран пожарной охраны ГУ МЧС России по Республике Татарстан, подполковник внутренней службы в запасе

Номинация «Изобразительное и прикладное искусство» - за настенные росписи «История пожарной охраны» и «Пожарно-прикладной спорт».

Фото: Пресс-служба МЧС России

Фото: Пресс-служба МЧС России

Айрат Шайдуллин отдал пожарному делу двадцать лет своей жизни. Но никогда не забывал о своей первой профессии - художника. Его графический талант воплощался не только в замечательных портретах и пейзажах, но и в оформлении пожарных частей - за них он и получил «Золотого Витязя». Но главнее его полотна - это живописная летопись подвигов простых героев-пожарных.

Фото: Пресс-служба МЧС России

Фото: Пресс-служба МЧС России

Талант Айрата признан не только коллегами-огнеборцами, но и художниками. В этом году он стал членом Союза художников Республики Татарстан.

Александр ВИНОКУРОВ, прапорщик внутренней службы, старший инструктор по вождению пожарных машин пожарно-спасательной части № 2 ФГКУ «5 отряда ФПС по Республике Саха (Якутия)»

Номинация «Изобразительное и прикладное искусство» - за пропаганду художественного искусства: создание снежных фигур и ледовых скульп­тур, художественную резьбу по кости.

Александр и одна из его ледовых скульптур. Фото: Пресс-служба МЧС России

Александр и одна из его ледовых скульптур. Фото: Пресс-служба МЧС России

Александр Винокуров человек удивительный. Доблестный пожарный, многодетный отец (шестеро детей), талантливый поэт и гениальный скульптор. Свою основную работу он активно совмещает с общественной деятельностью по пропаганде художественного искусства. Ежегодно создает снежные фигуры и ледовые скульптуры. По своей инициативе, при поддержке руководства проводит художественные выставки, мастер-классы художественной резьбы по кости. Его работы - настоящие произведения искусства, в которых объединяются старые традиции и новое видение. 16 лет он работает пожарным и более 20 занимается резьбой по кости. И трудно определить, что он делает лучше. Все, чем занимается Александр, он возводит в ранг искусства.

Зураб ШАХВАЛИЕВ, мастер по изготовлению художественного оружия, спасатель 2-го класса поисково-спасательного подразделения Дагестанского поисково-спасательного отряда МЧС России (филиала Северо-Кавказского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России)

Номинация «Изобразительное и прикладное искусство» - за творческую работу «Кинжал».

Руки Зураба создают настоящие произведения искусства. Фото: Пресс-служба МЧС России

Руки Зураба создают настоящие произведения искусства. Фото: Пресс-служба МЧС России

Зураб Шахвалиев перепробовал несколько профессий, прежде чем окончательно найти себя в МЧС. Сейчас он работает спасателем на Северном Кавказе. Но на досуге очень любит вспомнить навыки, полученные, когда работал ювелиром.

Фото: Пресс-служба МЧС России

Фото: Пресс-служба МЧС России

Мастеру очень нравится работать с металлом. Наблюдать, как из грубого темного бруска путем ковки, обработки, заточки получается блестящий красивый универсальный инструмент, способный не только порадовать глаз, но и спасти жизнь. Зурабу этот процесс напоминает воспитание характера настоящего спасателя. За одним исключением: сталь иногда не выдерживает и ломается. А характер спасателя - никогда!

Елена ДОЛГУШИНА, диспетчер ПСЧ № 12 ФГКУ «4 отряд ФПС по Иркутской области»

Номинация «Литературные произведения» - за рассказ «Я - это ты, Ты - это я».

Фото: Пресс-служба МЧС России

Фото: Пресс-служба МЧС России

Елена Долгушина работает в Государственной противопожарной службе с апреля 2009 года. Трудно найти более грамотного и добросовестного специалиста в дежурно-диспетчерской службе. Она быстро и правильно ориентируется в сложной обстановке, обладает выдержкой и самообладанием. В критических ситуациях не теряется, всегда находит правильное решение, грамотно и умело действует при возникновении нестандартных ситуаций. Но кроме основного вида деятельности, Елена активно занимается творчеством - пишет сценарии праздничных мероприятий и литературные произведения - стихи и рассказы. Один из них - о буднях, жизни и подвиге, судьбе пожарных - не может не тронуть за душу. Недаром рассказ «Я - это ты, Ты - это я» получил высокое признание.

ДОСЛОВНО

Елена Долгушина

Я – это ты, ТЫ – это я

(Рассказ посвящается всем пожарным, погибшим при исполнении долга)

Детство – такая счастливая и беззаботная пора, которую ты начинаешь ценить только тогда, когда она уже прошла. Каждый, взрослея, радуется тому, что впереди взрослая и самостоятельная жизнь!

Так и мы с моим лучшимблизким другом, почти братом, Игорёхой стоим с аттестатами в руках и радуемся тому, что позади«эта школа»! Ура! Впереди – новая жизнь! Твоя и только твоя, тыв ней теперь - хозяин!

- Ну что, Игорёха, свобода? Что будем с ней делать? Как дальше жизнь планировать? - спросил я.

- Давай подумаем. Приходи сегодня вечером ко мне, мама приготовила свой фирменный торт, вот и обсудим, - сказал Игорь.

Меня зовут Пашкой, да и фамилия у меня простая – Зябликов, даже смешная немного, а вот Игорь – звучит солидно, и фамилия у него почти как у царя – Петровский. Мы с ним как два брата. Вместе ходили в один садик, потом в одну школу, в один класс. Наши родители дружилимного лет, поэтому мы с самого рождения вместе, всегда вместе. Даже часто ночевали друг у друга. Всё всегда вместе. Вот и теперь, окончив школу, решили поступать в один институт. Благо, мальчишкимы были хорошие, и «бюджетка» была нашей. Выбрали мы информатику и вычислительную технику, т.к. соображали в этом, и в принципе было интересно.

- Игорёха, ну что, сегодня идем гулять, весь курс собирается в клубе отмечать «посвящение в студенты»?

- Ессественно, Паха! – так всегда шутил мой брат. Это была его коронная фраза.

Все собиралиськ девяти вечера в ночном клубе нашего небольшого городка, хоть он и небольшой, но парочка институтов в нём была.

Долго мы не собирались, мы же не девчонки! Натянули джинсы и свитеры и отправились знакомиться с обществом.

- Вроде «фейс-контроль» прошли! – пошутил Игорь.

- Да, теперь с «фейсом» бы выйти обратно! - отшутился я.

Ребят на нашем курсе было много, девчата тоже были. Встретившись все вместе, мы стали знакомиться поближе, и взгляд у нас обоих застыл на одной девушке из всех присутствовавших. Её звали Светлана.

То, что мы оба на неё «запали», было видно невооруженным глазом. Её имя соответствовало ей полностью. Она излучала, действительно какой-то невероятный свет, глаза ее были синими, как море! Бездонное море! Было и без слов понятно, что мы, как два дурака, влюбились в нее по уши, влюбились с первого взгляда.

Учеба потекла своим чередом, и наша дружба из двойной превратилась в тройную. Теперь у нас был еще один друг, вернее, подруга – Света. Для нас она была Светланка. Долго так дальше продолжаться не могло, надо было расставлять все точки над «i». И мы решили с братом, что сегодня же позовем Светку в бар и конкретно поставим вопрос ребром, кого она любит, кто ей ближе по духу! Света пришла чуть с опозданием, мы же сидели за столиком как два военных человека – «четко и вовремя», хотя для храбрости и выпили по рюмочке коньячка.

- Девушке положено опаздывать! - засмеялась Света, садясь за столик.

- Садись, Свет, шампанское тебе! – сказал Игорь, налив в бокал «игристого», а нам по 30 граммов крепкого.

- Ну что, Светланка, тянуть кота за хвост не будем! - произнес я.

- Мы все втроем знаем, кто и как друг к другу относится. Мы оба тебя любим, но из-за этого дружбу не испортим. Как ты решишь, так тому и быть. Кого выберешь, другой не обидится. Мы так решили, мы же почти братья, - продолжил я.

Света засмеялась, и мы почему-то тоже. Уже второй год пошел, как вместе учимся, знаем друг друга, и ни разу не поссорились. Да и сейчас обстановка была настолько простой, что мы даже не нервничали. Света тоже не глупый человек, дразнить нас не стала. Решение было быстрым и четким.

- Ребята, я знаю, что вы оба меня любите, и я не хочу, чтоб мы были отдельно друг от друга. Я сейчас скажу, кого я люблю, но пообещайте, что мы всегда будем вместе и это никак не повлияет на нашу дружбу! Пообещайте!

- Ессественно! – отшутился Игорёха своей фирменной фразой.

И мы, засмеявшись, как-то разом все замолкли, и возникла пауза.

Светка выбрала Игоря. В душе я за себя расстроился, но за друга был искренне рад! Правда, рад!

- Конечно, у Игорёхи фамилия солидная, а я там какой-то Зяблик! - пошутил я.

- Зяблик ты наш, - сказала Света, – будешь мне теперь братом!

- Ладно, так и быть…- вздохнув, сказал я, и мы втроем обнялись.

….

Игорь сделал предложение Светланке, и свадьба прошла с размахом.

Жизнь текла своим чередом. Я приходил в гости, часто пили чай, как и раньше, всегда смеялись. Света ждала своего первенца. Игорю пришлось бросить учебу и пойти работать. Семья ведь теперь, кормить надо. Но в нашем государстве сразу заметили, что Игорь бросил «бюджетку», повестка из военкомата не заставила себя долго ждать. Ничего в этом страшного нет, тем более Света сказала, что год – этот не так уж и много, пролетит незаметно.

Её слова были: «Надо, значит надо!». Я и Игорь всегда вместе, то почему же сейчас будем раздельно? Я принял решение идти в армию вместе с ним. Теперь мы два солдата. Не буду описывать все тяготы службы, но она действительно пролетела быстро.Вот мы снова дома, в родном городе. У Светланки родилась дочка Аленка. Конечно, Игорь хотел мальчика, но мы ведь молодые, и у нас все еще впереди.

- Какие наши годы! – сказал я ему, - будет у тебя еще сын, а я так же крестным папой, как и Аленке, понял?

- Ессественно! – улыбаясь, пообещал Игорь.

Мы переглянулись мечтательными взглядами. Жизнь потекла дальше. На учебу мы решили не возвращаться, обсудив всенаши желания, решили пойти работать в МЧС, пожарную охрану. Романтика и чувство того, что ты будешь спасать людей, нас заманили. Как потом оказалось, заманили навсегда.

...

Дочке Игоря было уже 5 лет. Я по-прежнему был холостяком, никто, кроме Светланки, не привлекал меня. Мне казалось, что я больше никогда не смогу кого-то полюбить так, как ее, что таких, как она, больше нет! Я по-прежнему ходил к ним в гости, мы часто проводили вечера вместе. Только теперь нас уже было не трое, а четверо. Аленка всегда просила рассказать нас что-нибудь интересное.

- Папа, папа, расскажи, что было у тебя на работе? Дядь Паш, расскажи!

И мы начинали вспоминать, что же такого можно рассказать нашей Аленке. Да, да, нашей Аленке.

- Представляешь, Лёна, мы с д. Пашей вытаскивали корову из колодца под мышки! – засмеялся Игорь, подмигнув мне незаметно.

- Как это, папа, подмышки? У коровы есть подмышки?

И Игорь, взяв дочку под мышки, начал тянуть ее вверх, а я, изображая колодец, держал ее крепко внизу. Все мы втроём весело и громко смеялись.

Светланка на кухне готовила ужин, слушала наше барахтанье,тихонечко улыбаясь. Ведь не только мы были близкими, родными, любимыми ею тремя человечками, совсем скоро должен был появиться четвертый – сынок. Кстати, они обещали его назвать Пахой – в честь меня! Я был счастлив вместе с ними, ведь они были моей семьей! Много разных историй рассказывали мы Аленке. Как спасли бабушку, которой стало плохо, и она не смогла открыть двери; как спасли целую большую машину, которая решила вдруг загореться; как тушили дом, когда тот сильно «курил из трубы». Страшных историй не рассказывали, ведь она же еще ребенок, зачем ей знать, что наша «служба и опасна, и трудна». Пусть думает, что там весело и интересно. Мы выдумывали разные смешные истории о том, как кошечку сняли с дерева, как спасли лапку собаке, застрявшей в щели дома. О том, что могут гибнуть люди, она знать не должна, пока не должна. Вот когда перестанет быть «шпаной», вот тогда и расскажем.

Опять у нас РАДОСТЬ. Светланка родила сына. Они думают, они радуются больше меня! Ан, нет! Я счастлив вдвойне, ведь они назвали его Пашкой! ПАШКОЙ! Теперь у нас два Пашки! Я тоже пообещал, что когда-нибудь у меня родится девочка, я обязательно назову ее Светланкой, а если сын – Игорем! Хотя я не собирался заводить семью. Кроме Светы, для меня не существовалодругих женщин!

Все снова идет своим чередом. Годик уже Павлушке-младшему, а Пашке-старшему (т.е. мне) -26! Завтра нам на смену, мы ведь с братом в одном карауле.

...

- Слушай, Паха! Давай после смены на все выходные поедем на речку с ночевкой, ведь ночи уже тёплые, да и Павлик уже «мужичок». На свежем воздухе ему полезнее будет поспать, - предложил Игорь.

- Ессественно, чё б не съездить! – передразнил я Игорёху его же словами.

Тем более уже лето, смены стали спокойными. Но не так все бывает, как мы рассчитываем. Верно говорится в пословице: « Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».

С утра все было как обычно: развод, приёмка, занятия, парочка нормативов, сампо и полное спокойствие. Уже вечер, можно и у телевизора посидеть. Как всегда, когда думаешь, что смена уже почти прошла, начинается «бой». Кнопка «тревоги», выезди«бой». Снова«бой с огнем»! На этот раз горел дом в деревне недалеко от города. Весь караул на взводе, успеть бы, ведь в доме дети! Как сказал диспетчер, да не один и не два, а шестеро. Где эти дурные родители? Где-то пьют? А дом в огне!

Все шло как надо, вытаскивали из горящего дома детей. Пятеро уже на улице, где шестой?! Где? Всё прошли – нет его! Заходить в горящий дом больше нельзя, опасно!

- Игорь! НЕЛЬЗЯ, СТОЙ! НЕ ЗАХОДИИИИИ...... - только успел крикнуть я.

Но он не слышал меня. Да если бы и слышал, что толку, все равно не послушал бы, я-то его знаю!

Вот секунды потянулись как часы… Вот Игорь уже в дверном проёме и тут………………

РУШИТСЯ КРОВЛЯ……

- НЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!! ТОЛЬКО НЕ ЭТО!!! Ведь всего одна секунда! Нужна всего одна секунда! НЕЕЕТ!!! Игорь, НЕЕЕЕЕЕЕТ!!! Где эта чертова секунда?! НЕЕЕЕТ!

Я кричал, как обезумевший, меня держали трое. Что я скажу Свете? Я видел его, он почти вышел с ребенком на руках, что почти все хорошо! Что «слава Богу» все хорошо!..................................

Но это был уже бред! МРАК! БЕЗДНА! ПУСТОТА! ТИШИНА!

НЕТ, неправильно, не тишина, нет тишины, вместо нее – треск горящих брёвен….

Похороны. Люди. Тихие слезы без истерик. Алёнка с нами. Большая уже. Должна знать: папа – ГЕРОЙ!

Все разошлись. Мы со Светой сидим на кухне и молчим…. Ничего не исправить. Только молчание застыло в воздухе. Пусто. Без Игоря - пусто! Мы столько лет вместе,поэтому я не мог оставить ее одну с этой зловещей тишиной. Нет, я не претендую ни на что, не то сейчас время…Мы же друзья, поэтому надо вместе как-то держаться. Мне тоже очень плохо, и дома один я бы сошел с ума, впрочем, как и Света. Детей на время забрали родители Игоря, для них это сейчас тоже отдушина. До утра мы не могли уснуть и особо разговаривать тоже не могли. Мы молча пили горячий чай и тихо плакали вдвоём. Чай заканчивался, мы наливали новый, кипятили и пили, пили, пили, пили….Какое-то безумие, когда это пройдёт???

...

Время – вещь неумолимая. Оно идет, несмотря ни на что. Жизнь продолжается.

Прошел год. Маленькому Пашке уже два. Он зовет меня Пашей, почти как папой. Аленка уже совсем большая, учится в 1-ом классе. Я по-прежнему прихожу в гости и рассказываю истории, которые мы могли бы (как раньше) рассказывать с Игорёхой. Но, как РАНЬШЕ, больше НИКОГДА не будет!

Пролетел год. Я решил поговорить со Светланкой. Света – серьёзный человек, всё прекрасно понимает и знает. Разговор, как и в юности когда-то, прошел легко, четко и ясно.

- Светланка, мой родной человечек, ты знаешь, как я тебя всегда любил и люблю! Что Игорь был твой, он твоим и останется. Но его нет, его больше нет! Он только в наших сердцах и нашей памяти. Давай будем вместе воспитывать наших детей, да, наших. Ведь они почти мои, я же крестный папа и должен, если случится так, встать вместо отца! Ты знаешь, что Игорь мне как брат и я любил его так же сильно, как ты!

Я еще много хотел сказать, но Света ответила быстрее, чем я ожидал. Вернее, я даже боялся надеяться на что-либо.

- Я согласна, - тихо сказала она.

Я не верил своим ушам, хотя всегда знал, что Света такой человек, который в важных вещах тянуть не будет. Она сильная женщина, наверняка ей будет тяжело отпустить Игоря, но ведь он никуда не ушел. Он здесь. Вместе с нами. И будет всегда с нами.

...

Прошел еще год. Света родила мне сына. Мы назвали его Игорем. Теперь у нас в семье два Павла и два Игоря. Когда мы пойдем за девочкой, мы обязательно её назовем Светой. Игорь бы это одобрил. Наша семья сохранила фамилию Игоря: есть сын – Павел Петровский; сохранила и его имя: есть сын – Игорь Зябликов. Пусть моя фамилия не такая красивая, как у Игорёхи, но зато у нас красивые дети и крепкая семья: Светланка, Алёнка, два Пахии два Игорёхи! Они за мной, как за каменной стеной!

Я обязательно сделаю для них всё то, что сделал бы для них Игорь!